Осторожно, подростковый возраст!
Опасности и риски подросткового возраста. Депрессия и суицид
Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи. 
Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка. 
Какие признаки свидетельствуют о тяжелом эмоциональном состоянии: 
 - постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная - речь, «бесцельное» времяпрепровождение;
 - снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
 - резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной изоляции;
 - потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий и дел;
 - появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).
В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой. 
Что могут сделать родители в такой ситуации. 
Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять. 
Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком. 
Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс. 
В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра). 
Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях. 
Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.
Он грубит и ругается
Родителей пугает грубость подростков. Сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе, постарайтесь услышать ребенка и сохранить с ним диалог.
Неприличные слова, крепкие выражения, оскорбления, звучащие из уст подростка, не имеют ничего общего с подобным поведением детей более младшего возраста. Дошкольники и младшие школьники экспериментируют с бранными словами, их привлекают эмоциональная выразительность и запретность ненормативной лексики. Подростки прекрасно понимают, что означают слова и как сильно они могут ранить другого. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их: обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно для подростка полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Особенно это характерно для подростков из семей, где уделяется излишнее внимание вопросам приличия и хорошего тона, где ребенка слишком опекают, навязывают ему определенный стиль поведения или не одобряют его друзей, увлечения, интересы. Наконец, крепкие выражения и нарочитый цинизм в отношениях с близкими позволяют преодолеть чувство неловкости.
Но, какие бы причины ни стояли за поведением ребенка, родители не должны позволять себя оскорблять. Их задача – провести границу между словами и эмоциями, чтобы сохранить диалог с подростком. Не отвечайте криком на крик, грубостью на грубость, откажитесь продолжать разговор «в таком тоне», предложите обдумать происходящее и вернуться к обсуждению позже. И тем более не переходите на чужую территорию, употребляя молодежный сленг: язык подростков не для взрослых.
Ваш взрослый ребенок может усмотреть в этом насмешку или форму передразнивания, и его реакцией будет презрение.
Способы выражения любви родителей к ребенку
| 
 1  | 
 Ходите с ним за покупками  | 
| 
 2  | 
 Хвалите подростка за опрятный внешний вид  | 
| 
 3  | 
 Хвалите подростка за его достижения в учебе, спорте или других увлечениях  | 
| 
 4  | 
 Ходите на их спортивные игры, выступления в музыкальной школе и т.д.  | 
| 
 5  | 
 Вместе решайте и составляйте кроссворды  | 
| 
 6  | 
 Играйте с ним в настольные игры  | 
| 
 7  | 
 Напишите слова признательности в поздравительной открытке  | 
| 
 8  | 
 Пригласите его сходить вместе с вами в кафе  | 
| 
 9  | 
 Снимите на видео или сфотографируйте торжественное событие в жизни ребенка  | 
| 
 10  | 
 Иногда просто выслушивайте его, не давая ценных указаний  | 
| 
 11  | 
 Приглашайте его друзей к себе в дом  | 
| 
 12  | 
 Проявляйте интерес к его домашнему заданию и школьным делам, помогайте в осуществлении школьных проектов  | 
| 
 13  | 
 Принимайте живое участие в увлечениях ребенка  | 
| 
 14  | 
 Время от времени обнимайте и похлопывайте его по спине  | 
27 полезных запретов родителям
Если вы хотите быть ответственным родителем, авторитетом для ребенка, то нельзя:
- Устанавливать правила на ходу.
 - Менять свои требования, когда речь идет о соблюдении основных семейных правил.
 - Стыдить ребенка.
 - Злоупотреблять властью, подавляя личность ребенка.
 - Делать так, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя виноватым.
 - Ругать и оскорблять ребенка.
 - Слишком сурово наказывать.
 - Предоставлять ребенка самому себе.
 - Читать ребенку мораль.
 - Чрезмерно опекать ребенка или потакать ему.
 - Переоценивать или недооценивать способности ребенка.
 - Ухаживать за ребенком как за маленьким.
 - Делать за ребенка то, что он может сделать сам.
 - Оценивать ребенка как «хорошего» или «плохого».
 - Говорить ребенку обидные слова.
 - Громко ссориться и скандалить.
 
Если вы хотите воспитать уважающего себя, ответственного подростка, то нельзя:
- Баловать ребенка.
 - Позволять ему бездарно и бессмысленно проводить время.
 - Все делать за ребенка, демонстрируя тем самым неверие в его силы.
 - Не замечать и критиковать ребенка.
 - Незаслуженно хвалить.
 - Забывать о том, что свободу ребенка следует ограничивать.
 - Читать ребенку нотации.
 - Требовать от ребенка совершенства.
 - Относиться к ребенку как к продолжению самого себя.
 - Навязывать ребенку то, чего сами недополучили в детстве.
 - Безотчетно поддаваться желанию «поступать от противного».
 
Обращение ребенка к родителям
- Не давайте мне всего того, что я прошу. Иногда я прошу только для того, чтобы понять, сколько я могу взять.
 - Не ругайте меня. Я буду вас меньше уважать, когда вы так делаете, вы учите кричать и меня, а я бы не хотел так себя вести.
 - Выполняйте свои обещания, как хорошие, так и плохие.
 - Никогда не сравнивайте меня ни с кем, особенно с моими братьями и сестрами; если вы выставите меня лучше других - они будут страдать, если же я буду хуже других - страдать от этого буду я.
 - Не меняйте вашего мнения часто, насчет того, что я должен сделать, сначала решите и останьтесь верными вашему решению.
 - Позвольте мне расти, доверяя моим способностям; если вы все за меня знаете и делаете, я так никогда ничему не научусь.
 - Не лгите в моем присутствии. Мне тоже не нравится, когда вы просите меня лгать, даже если это может вам помочь.
 - Когда я ошибаюсь, не требуйте от меня объяснений, почему я так поступил - иногда я сам этого не знаю.
 - Когда ошибаетесь вы, имейте смелость признать это - мое уважение к вам возрастет, и, самое главное, вашим примером вы научите меня признавать ошибки.
 - Не просите меня делать того, что не делаете вы сами. Я учусь делать то же самое, что делаете вы. Даже если вы об этом не говорите, но я никогда не сделаю того, что вы говорите, но сами не делаете.
 - Когда я хочу разделить с вами какие-то мои беспокойства, не говорите мне: «У меня нет времени на эту ерунду», или «это не представляет никакой возможности, это ребячество». Постарайтесь меня понять и мне помочь.
 - Любите меня и говорите мне об этом. Мне нравится это слышать, даже если вы верите, что нет необходимости об этом говорить.
 - Обнимайте меня – мне необходимо чувствовать вашу дружбу, вашу поддержку.
 






